Ведомости,
29 сентября 2025 г.
Минтранс предложил принципы регулирования эксплуатации ветхого флота
177 просмотров
Минтранс предлагает до 2030 г. ввести поэтапный запрет на заход в морские порты России иностранных судов возрастом более 40 лет. Об этом говорится в письме ведомства от 4 августа в аппарат правительства за подписью замминистра Александра Пошивая. «Ведомости» ознакомились с документом. Источник, близкий к Минтрансу, подтвердил его отправку.
Типы судов, которых коснется ограничение, должно установить правительство.
Для отечественных морских и речных судов старше 30 лет предлагается установить требование ежегодно проходить освидетельствование в Российском морском регистре судоходства (РМРС; госучреждение в ведении Минтранса) на предмет соответствия требованиям безопасности эксплуатации. Сейчас такую процедуру суда проходят раз в пять лет.
Иностранные суда старше 30 лет при заходе в российский морской порт предлагается обязать предъявлять схожее свидетельство РМРС не более чем полугодовой давности. При его отсутствии заход и выход из российского порта судну будет запрещен, следует из письма.
Кроме того, Минтранс хочет установить прогрессивную шкалу портовых сборов для любых судов старше 30 лет. Еще одно предложение касается повышения минимального размера страховых сумм по гражданской ответственности судовладельцев – в том числе при загрязнении окружающей среды нефтью или за вред, причиненный инфраструктуре порта.
Вместе с тем следует запретить заходы в российские порты тем судам, у которых нет страхового покрытия в компании, включенной в реестр Минтранса, говорится в письме. При этом само ведомство должно быть наделено полномочиями по формированию такого реестра, а основным критерием для попадания в него российского или иностранного страховщика станет возможность осуществления выплат застрахованным лицам в финансовой системе России, следует из документа.
Сейчас российские власти принимают страховки любых мировых компаний, но большинство из них не смогут произвести выплаты при наступлении страхового случая в России, отмечает Минтранс. Такое положение вещей создает неравные конкурентные условия для российских судовладельцев и делает страховое покрытие иностранного судна в российском морском порту «ничтожным», подчеркивает ведомство.
По данным Минтранса, в 2024 г. в российские морские порты зашло 14 992 судна, из них 9986 – под флагом РФ, оставшиеся 5006 – под флагами других стран. Но валовая вместимость последних существенно больше российских судов. Так, из 2115 судов вместимостью более 30 000 куб. м, заходящих в порты РФ, российскими являются лишь 54, говорится в письме.
Таким образом, в международных перевозках есть дисбаланс в пользу иностранного крупнотоннажного флота, резюмирует ведомство. При этом сформировалась практика перевода ветхих судов из российского флага в удобные юрисдикции с последующим продолжением эксплуатации этих судов для вывоза грузов из российских портов, отмечается в письме.
Ограничить эксплуатацию ветхих грузовых и пассажирских судов в России предложил предправления ВТБ, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК; передана во временное управление банку) Андрей Костин в апрельском письме президенту Владимиру Путину. На тот момент в российских водах работало более 10 000 судов старше 25 лет при общем размере гражданского флота примерно в 12 000 единиц, оценивал источник «Ведомостей».
Правительство в августе обсуждало подходы к ограничениям для ветхого флота. Тогда источники «Ведомостей» говорили, что в качестве возможного критерия для ограничения эксплуатации судна рассматривается достижение им возраста в 30 лет. Для таких судов, в том числе под иностранным флагом, предлагалось ограничить заходы в морские порты РФ.
Сейчас есть список Минтранса по состоянию отечественного флота и список Минпромторга по степени загруженности российских верфей, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом рассмотрения вопроса. По его словам, эти списки будут объединены в единый перечень, исходя из которого власти определят этапы ввода ограничений для ветхого флота. Пока нет консолидированной позиции в правительстве по этим вопросам, отметил он.
О том, что единый реестр еще не сформирован, знает и другой собеседник «Ведомостей» – на одном из судостроительных предприятий. Против появления «возрастного ценза» выступает, например, рыболовная отрасль, уточнил он. Росрыболовство считает нецелесообразным ограничение эксплуатации судов рыбопромыслового флота, а также научно-исследовательских, учебных и аварийно-спасательных судов, которые технически пригодны и соответствуют правилам РМРС, подтвердил «Ведомостям» представитель ведомства.
Ограничения по использованию ветхого флота в России точно будут вводиться, но с длительным переходным периодом, говорил Пошивай 23 сентября на форуме «Нева-2025». По его данным, до 2030 г. замены потребуют 1714 судов. Список передан в Минпромторг, который работает над ним, уточнил замминистра транспорта.
Гендиректор ОСК Андрей Пучков на том же форуме отметил важность установления переходного периода для внедрения новых инициатив в несколько лет. Это необходимо для того, чтобы судовладельцы могли выбрать стратегию по обновлению флота, а судостроители – сформировать перспективную загрузку верфей. «Все дискуссии, насколько мне известно, направлены сейчас на оценку возможностей и нахождение баланса», – пояснял он.
«Ведомости» направили вопросы в Минтранс и Минпромторг. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в интервью «РИА Новости» на ВЭФе в сентябре 2025 г. сказал, что ведомство концептуально поддерживает инициативу по ограничению эксплуатации ветхого флота, и отметил необходимость обеспечения спроса на отечественные суда.
Усиление контроля за техническим состоянием судов представляется необходимым элементом безопасности, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, целесообразно было бы выделить наиболее проблемные категории судов, например танкеры.
Но если пытаться ускоренными темпами вытеснить устаревший флот, у судовладельцев не будет возможности профинансировать новые суда из-за высоких процентных ставок, продолжает эксперт. Параллельно с этим есть проблема с дефицитом производственных мощностей на российских верфях, добавляет он.
Строить на российских верфях дорого, соглашается начальник управления по работе с клиентами отраслей транспорта «Газпромбанк лизинга» Андрей Доминов. Поэтому помимо льготного лизинга, обеспечивающего комфортную процентную ставку, необходимо субсидировать и часть стоимости самого судна, полагает он. По оценке Доминова, судовой утилизационный грант должен составлять не менее 50% от стоимости нового судна.
Исходной точкой оценки судна может быть его реальное состояние и назначение, а не возраст, рассуждает руководитель отдела аналитики медиагруппы «Портньюс» Виталий Чернов. Например, для судов, которые перевозят опасные грузы, требования должны быть строже, в том числе и по возрасту корпуса, полагает он. Судовладельцы эксплуатируют старый флот не потому, что он им нравится, а потому, что им сейчас сложно планировать свою экономику, продолжает эксперт. Поэтому им необходимо предоставлять как долгосрочную господдержку для обновления флота, так и приоритетный доступ к грузовой базе, резюмирует Чернов.
Светлана АФОНИНА, Денис ИЛЬЮШЕНКОВ
Катастрофа танкеров в Керченском проливе
Из-за сильного шторма 15 декабря 2024 г. в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с грузом мазута. В результате нефтепродукты попали в море, часть мазута была выброшена на побережье Крыма и Краснодарского края. С апреля 2025 г. из-за загрязнения была закрыта значительная полоса пляжей Черноморского побережья Кавказа. Потерпевшие крушение танкеры были построены в 1969 и 1973 гг., т е. на момент гибели обоим судам уже было более 50 лет.
Статья приведена без диаграммы.
Вся пресса за 29 сентября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 декабря 2025 г.

|
|
Наша версия, 8 декабря 2025 г.
Страховщики захотели отправлять водителям без ОСАГО «письма счастья»

|
|
Известия онлайн, 8 декабря 2025 г.
«Госуслуги» начнут сообщать водителям об отсутствии ОСАГО

|
|
Брянская губерния, 8 декабря 2025 г.
Две недели без ОМС: брянские новорожденные едва не остались без плановой медпомощи

|
|
Sputnik Беларусь, 8 декабря 2025 г.
«Эффект Долиной»: грозит ли подобное рынку недвижимости Беларуси

|
|
Гарант.ру, 8 декабря 2025 г.
ТФОМС возьмет на себя полномочия страховых медорганизаций при их отсутствии

|
|
РБК, газета, 8 декабря 2025 г.
Зачем бизнесу страховка от цифровых рисков

|
|
ПРАЙМ, 8 декабря 2025 г.
Экономический эффект от ИИ в РФ к 2030 г достигнет 7,9-12,8 трлн руб в год – исследование

|
|
РИАМО, 8 декабря 2025 г.
Адвокат Руденко назвал три способа решения дел «эффекта Долиной»

|
|
ТАСС, 8 декабря 2025 г.
Ассоциация туризма Грузии оповещает компании об обязательной страховке туристов с 1 января

|
|
РИА Новости, 8 декабря 2025 г.
Россияне жалуются Путину на пьяных водителей без ОСАГО

|
|
Блокнот Воронеж, 8 декабря 2025 г.
Эксперт предупредил о росте цен на ОСАГО в России — почему это произойдёт

|
|
Банки.ру, 8 декабря 2025 г.
С 9 декабря ОСАГО подорожает. Кому стоит купить полис прямо сейчас — узнали у эксперта

|
|
Бизнес-журнал, 8 декабря 2025 г.
Страховые компании оставили в правовом поле системы ОМС

|
|
Economist.kg, 8 декабря 2025 г.
Выплаты ГСО по страховым случаям выросли почти вдвое и превысили 127 млн сомов

|
|
РИА Новости, 8 декабря 2025 г.
Союз страховщиков предложил рассылать «письма счастья» водителям без ОСАГО

|
|
Report.Az, Баку, 8 декабря 2025 г.
ЦБА планирует цифровизацию таможенных операций банков и страховщиков

|
|
cbr.ru, 8 декабря 2025 г.
Проект указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 июня 2025 года № 858-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков»

|
 Остальные материалы за 8 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|